30 апреля 2022
Соорганизатором конференции выступила АССОЦИАЦИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ РОССИИ.
29 апреля с докладом «ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ПРОБЛЕМНАЯ ОБЛАСТЬ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» выступил МИШУЛИН ГЕОРГИЙ МАРКОВИЧ, заместитель директора по маркетингу IT-компании «ООО «КУБНЕТ», профессор кафедры рекламы и связей с общественностью КубГТУ, Общественный представитель АСИ, к.э.н., доцент.
Тезисы доклада Г.М. Мишулина:
… По результатам опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) по европейской методологии Digcomp, общий индекс цифровой грамотности россиян в первой половине 2021 года составил 64 пункта по шкале от 0 до 100, что на 6 пунктов выше, чем в аналогичном периоде 2020 года.
… Аналитики предположили, что цифровизация играет роль амортизатора экономического шока. В экономическом смысле это можно интерпретировать следующим образом: те страны, условия в которых в большей степени способствовали цифровизации компаний, вероятно, смогли отреагировать на кризис путем наращивания комплексной цифровизации. Кроме того, для ускорения цифровизации появился новый стимул: компании, сообщавшие о более активном внедрении цифровых технологий, оказались более устойчивыми и лучше подготовленными к вызовам, возникшим в условиях кризиса.
Докладчик проиллюстрировал хронологию программных документов и заявлений руководства страны в области цифровизации за 11-летний период.
… В результате все, что отражено в представленных документах (именно отражено, а не выполнено в полном объеме), было сведено в единую национальную программу. Итогом 11-летней нормотворческой деятельности стала Национальная программа «Цифровая экономика». Определенные результаты реализации программы «Цифровая экономика» сегодня достигнуты. Но этого мало для формирования платформы пятого технологического уклада и обеспечения толчка к реализации стратегии опережающего развития ряда важнейших отраслей. Для достижения стратегических целей развития необходимы высококвалифицированные кадры, адаптированные к самым современным цифровым производственным, аналитическим и коммуникационным технологиям и средствам.
… Переоценить роль и место вузов в обеспечении ускоренного развития России как генераторов интеллектуальных продуктов и центров формирования компетенций будущего невозможно. А учитывая выше сказанное о значении цифровых технологий, образовательная экосистема вуза должна отвечать технологическим вызовам времени на всех уровнях системообразования.
Так ли это на самом деле? Если нет, то имеют ли место системные деформации? Соответствует ли нынешний порядок вещей возможности их преодоления? Выполненные исследования позволили сформировать проблемную область.
Первая проблема носит понятийный характер.
… Мы обратились к работам и оценкам теоретиков и практиков в области цифровизации и пришли к следующим выводам: цифровизация – не узко экономический вопрос, а надсистемный (государственный). А это означает, что первым инициатором, контролером, оценщиком и инвестором должно быть государство. И вовсе не «экономике» в словосочетании «цифровая экономика» принадлежит первенство, а именно «цифровизации», а вот результат цифровизации в первую очередь в производственной и деловой сферах жизни общества уже давно дает и будет давать экономический эффект. «Умной» же экономика станет тогда, когда не цифровые технологии будут сосредоточены исключительно на получение денег, а денежные средства будут обеспечивать создание и внедрение цифровых технологий в рациональную организацию отношений между субъектами, создающими блага. И здесь появляется представление об «умной» коммуникации, которая обеспечивает информационный интерактив в особенности в системах производства знаний, формирования компетенций и оценки компетентности. Цифровизация – не самоцель, это всего лишь инструмент для эффективного использования потенциала человеческого ресурса в интересах многих субъектов.
… Рассуждения о сущностной стороне цифровизации необходимы, т.к. их результаты определяют мировоззренческую сторону стратегии научно-технологического развития, воплощение которой следует усматривать в реальной практике достижения поставленных целей.
Именно здесь и возникает дилемма, относящаяся исключительно к практической стороне реализации изложенных выше положений: цифровизация или псевдоцифровизация?
А это и есть вторая проблема – реализационная.
… Нам представляется, что на практике цифровизация должна быть направлена на такую организацию множественности процессов, возникающих в области межсубъектных отношений, которая обеспечивала бы субъектам оперативное получение необходимой услуги или информации, или передачи последней с использованием электронных сервисов в сетях различного уровня (Интернет, Интранет, Экстранет), удобных и доступных для всех существующих средств коммуникации и без использования чернильно-бумажного документооборота.
… Эффективность цифровизированных коммуникаций в первую очередь зависит от развитой сети емких и доступных баз данных. Процесс создания баз данных и интегрирование их в пользовательские интерфейсы протекает крайне медленно, с трудом преодолевая бюрократические барьеры. Таким образом, формируется многоуровневая барьерная среда на пути формирования умной коммуникации и особенно того, что касается полезности и удобства цифровых инструментов для физических и юридических лиц, на пути создания действительно инновационных электронных ресурсов (сервисов).
… Представляется возможным обратиться к некоторым конкретным примерах из сферы цифровизации системы российского образования:
Вузовские локальные сети электронного документооборота. Эти сети далеко не реализуют принципы цифровизации, а преподаватели продолжают оставаться заложниками институциональных ловушек и избыточного документооборота. Некоторые процессы управления до сих пор носят архаичный характер, перегружены «бумажно-чернильными» процедурами, задействуют персонал среднего звена на выполнение низкоквалифицированной работы, отвлекают научно-педагогических работников от выполнения своей основной миссии, включают избыточное количество контрольных процедур и т.п. Это в полной мере относится и к процессам и процедурам оценки деятельности научно-педагогических работников по аккредитационным и локальным показателям; расчета рейтинга и объема стимулирующих надбавок; установления соответствия требованиям на присвоение ученых званий и квалификационным требованиям по занимаемым должностям, в том числе, и при прохождении конкурсов на замещение вакантных должностей и пр. Инициативными проектными группами Кубанского государственного технологического университета и IT-компании «КУБНЕТ» был разработан и предложен концепт-проект интегрированного цифрового модуля «Автоматизация процедур формирования и объективной оценки профессиональных показателей научно-педагогических работников вуза», представляющей собой гибкий информационно-коммуникационный ресурс, интегрированный в автоматизированный подкомплекс системы управления вузом и реализующий заданные организационно-управленческие и экспертно-аналитические функции. Архаичность и неэлластичность системы, а главное, нежелание чиновников от образования изменить существующий порядок вещей, даже если таковое не запрещено нормативными документами, не позволило это проект реализовать.
Вузовские технологии дистанционного обучения. Нам наш взгляд, в том виде, в котором реализованы эти технологии кроме как к деградации ни к чему другому не привели. Их внедрение проходило в пожарном порядке, реализация же непосредственно в учебном процессе – создавала психологический и технологический дискомфорт. Обучаемые использовали для присутствия на занятиях средства коммуникации, которые позволяли им находиться в условиях, не способствующих нормальному усвоению учебного материала. Сдача экзаменов превращалась в формальность и т.д. и т.п. Психологический, энергетический и поведенческий контакты с аудиторией были потеряны.
… В это период активизировались группы идеологов, которые двинули нас вначале к реформированию системы классического российского образования, приведшему к его разрушению и снижению профессионального уровня как выпускников, так и преподавателей вузов. А затем повели нас к необходимости развития и расширения системы дистанционного обучения как панацеи от необоснованного увеличения количества обучаемых. Последнее – не причина, а следствие не масштабного стремления молодежи к знаниям, а превращения вузов в рыночных агентов, предлагающих платные услуги.
Технология эффективного аудиторного процесса обучения. Разработанная нами многосредовая интегрированная технология обучения позволяет работать в аудитории с неограниченным контингентом обучаемых в границах установленного времени аудиторного занятия и обеспечивает их индивидуальное погружение в интерактивный процесс с использованием любых средств коммуникации. Оценка результатов интерактива осуществляется за счет применения активного экспертного модуля. При этом результаты оценки используются руководителем занятия лишь в интересах активизации мыслительного процесса обучаемых, которые сравнивают свои личные представления о сущности обсуждаемых явлений с теми представлениями, которые раскрываются руководителем занятия, а также в процессе дискуссии между мультимедийными героями – теоретиком и практиком. Технология прошла апробацию в учебных группах различных направлений подготовки бакалавров и магистров. Была высоко оценена экспертами форума Агентства Стратегических инициатив «Сильные идеи для нового времени» в 2020 году. Однако условий для тиражирования опыта и создания подобных продуктов со стороны руководства вузов сегодня не создано. Вместо этого – преимущественно архаичные методы обучения и отсутствие мотивации у преподавателей для разработки контента.
… Каковы, на наш взгляд, ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОБЛЕМ:
1. Стимулирование работ по внедрению современных и действительно результативных методов и средств обучения со стороны Минобрнауки РФ, в том числе и за счет ликвидации чиновничьих барьеров. Пропаганда и достойное вознаграждение разработчиков инновационных образовательных продуктов. Прекращение тиражирования неактуальных и низкокачественных учебных материалов. Введение и применение административных санкций за снижение качества образования.
2. Организация публичных конкурсов новых образовательных технологий с предоставлением зеленой улицы для их реализации, а также технологического и конструкторского обеспечения.
3. Отказ Минобрнауки РФ от архаичных методов администрирования. Развитие сети личных кабинетов в локальных сетях образовательных учреждений.
4. Достойное финансирование и жесткий контроль за созданием российского софта. Ускоренный переход на его преимущественное использование.
В контексте последнего предложения Г.М. Мишулин анонсировал ООО «КУБНЕТ» как организацию, создающую и продвигающую на рынок импортозамещающие программы для ЭВМ. В частности, в интересах учебных заведений высшего образования разработан программный продукт «Информационная система «Центр непрерывного образования», предназначенный для автоматизации ведения учебной деятельности в рамках подготовительных курсов для абитуриентов; второго высшего образования, профессиональной переподготовки кадров и повышения квалификации.